Покорение космоса

Страница 2

Детство и юность Циолковского прошли в Рязани и Вятке. Совсем ещё мальчиком он самостоятельно прошёл физику, математику и изучал всевозможные технические открытия. Когда ему было четырнадцать лет, он уже склеил из бумаги аэростат и наполнил его дымом. Потом он увлёкся мечтой построить аппарат, летающий при помощи машущих крыльев. Он с головой ушёл в изобретательство: строил токарные станки, мастерил модели летающих машин, хотя тогда ещё и в помине не было аэропланов. В пятнадцать лет Костя Циолковский задумал создать большой управляемый воздушный шар с металлической оболочкой. С тех пор он уже не расставался с мечтой о металлическом аэростате и горячо принялся за вычисления. В это же время его стали занимать мечты о полёте человека в космические, межзвёздные просторы. Сначала он думал - необходимо использовать центробежную силу, но вскоре понял, что избрал неверный путь.

В шестнадцать лет он приезжает в Москву, где занимается самообразованием в библиотеках. О тех годах он писал: «Первый год я проходил тщательно и систематически курс начальной математики и физики… На второй год занялся высшей математикой… Стал интересоваться физикой, химией, механикой, астрономией и так далее. Книг было, правда, мало и я больше погружался в собственные мои мысли… Я не останавливаясь думал, исходя из прочитанного. Многого я не понимал, объяснить было некому и невозможно при моем недостатке (после перенесённой в десять лет скарлатины Константан Эдуардович почти полностью потерял слух). Это тем более возбуждало самодеятельность ума…»[8]. Он ещё не знал, что знания потребуются ему для решения одной из самых загадочных проблем века.

Когда бессильна наука – властвует фантастика. Она впереди науки, как мечта, которая всегда опережает действительность.

«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж.Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении. Явились желания. За желаниями возникла деятельность ума»[9], - вспоминал К.Э.Циолковский. Научная фантастика, неизменная спутница, а подчас предшественница выдающихся научных трудов и изобретений Циолковского, она характерна для всего его творчества.

Мечта о космосе! Это, конечно, была фантастика. Тем не менее, молодой Циолковский замечает: «Особенно меня мучил такой вопрос – нельзя ли применить центробежную силу для того, чтобы подняться за атмосферу, в небесное пространство?»[10] Ещё в юности «был момент, когда мне показалось, что я решил этот вопрос… в 16 лет»[11], писал Циолковский. «Я был в восторге от своего изобретения, не мог усидеть на месте… Ночь не спал – бродил по Москве, и всё думал о великих следствиях моего открытия. Но, увы, ещё дорогой я понял, что я заблуждаюсь… Однако недолгий восторг был так силён, что я всю жизнь видел этот прибор во сне… Я видел во сне, что я поднимаюсь к звёздам на моей машине и чувствовал такой же восторг, как в ту незапамятную ночь!»[12].

Но он не чистый мечтатель. Он проводит опыты, используя подопытных мышей, цыплят, а также насекомых. К.Э.Циолковский определял, какое действие оказывает ускорение силы тяжести на животные организмы. В тетрадке юношеских лет будущий учёный записывает соображение о желательности постановки других опытов и исследований, делая эскизы и схемы новых приборов для этой цели. Он вновь проводит опыты. Самые первые опыты по космической медицине: «Я… делал опыты с разными животными, подвергал их действию усиленной тяжести на особых центробежных машинах»[13]. Так, вес цыплёнка он увеличивал в 10 раз. Именно с десятикратными перегрузками встретились космонавты при первых полётах.

Научно-фантастические произведения К.Э.Циолковского в процессе его исследовательской работы были подчас как бы первой, начальной «прикидкой» разработки новых идей. Об этой последовательности творческого процесса замечательно сказал сам учёный: «сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт. И уже в конце концов исполнение венчает мысль»[14].

Для своих научно-фантастических произведений Циолковский умел находить поразительно яркие краски и слова. И в то же время автор оставался всецело на научной почве. Его произведения пронизаны глубоким убеждением, что именно к этим смелым его идеям обязательно придёт, пусть, как он полагал, в отдалённом будущем, человечество. Эта непоколебимая убеждённость, выраженная в увлекательной форме, невольно заставляет задуматься над рисуемой автором картиной грядущего освоения Космоса.

Очень увлекательны его описания лунных пейзажей, путешествий по Луне и его фантазии относительно прыгающих лунных животных или животно-растений, которые прячутся в ущельях или бегут за солнцем, чтобы уйти от надвигающегося холода лунной ночи. Даже эти фантазии кажутся уместными, так как при всей своей неправдоподобности они смягчают картину суровой обстановки природы Луны в фантастической повести Циолковского «На Луне».

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные статьи:

Современные представления о мегамире
Введение Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испы­тывает глубокое уважение. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина Вселенной часто принимается за точ­ную фотог ...

Галактики
Введение Я выбрал тему "Мир галактик, потому что она, на мой взгляд, является одной из самых актуальных и интересных тем в мире астрономии. Уже на протяжении нескольких веков, астрономы изучают мир галактик, но и по сей день, он хра ...

Метеорологические исследования
Сегодня трудно представить себе науку без армии роботов, собирающих информацию в труднодоступных для человека местах. А началось все с метеорологии, с шаров-зондов. Эти небольшие аэростаты с самопишущим прибором-метеорографом, впервые пре ...