Сварка в космосе

Страница 1

Введение

В конце 50-х годов нашего столетия родилась новая отрасль человеческой деятельности — космонавтика. Об этом на весь мир возвестили сигналы первого советского спутника Земли, утвердив тем самым ведущую роль нашей страны в освоении космического пространства.

Космонавтика поставила широкий круг задач и перед сварщиками: потребовалось в корне пересмотреть и усовершенствовать многие технологические процессы, создать технологию сварки специальных легких и жаропрочных сплавов, разработать и освоить изготовление высоконадежного автоматизированного сварочного оборудования. А в начале 60-х годов по инициативе главного конструктора ракетно-космических систем академика С. П. Королева была поставлена принципиально новая задача — исследовать возможность выполнения сварки непосредственно в космосе. Решение этой задачи было поручено Институту электросварки им. Е. О. Патона АН УССР. К исследованиям были привлечены ведущие коллективы института, руководимые Д. А. Дудко, И. К. Походной, В. К. Лебедевым, Б. А. Мовчаном, В. Е. Патоном, О. К. Назаренко. Научным руководителем всего комплекса исследований являлся академик Б. Е. Патон.

1. История сварки в космосе

При проведении исследований предполагалось, что сварка в космосе будет использоваться в основном для выполнения следующих работ:

а) ремонт космических кораблей, орбитальных станций и различных металлоконструкций, находящихся в космическом полете или на Луне и других планетах;

б) сборка и монтаж металлоконструкций, находящихся в орбитальном полете или расположенных на поверхности Луны и других планет.

Необходимо было разработать технику и технологию выполнения сварочных работ в принципиально новой для человека среде — космическом пространстве, основными отличиями которого являются:

1) невесомость,

2) глубокий вакуум при высокой скорости откачки (диффузии) газов и паров,

3) широкий интервал температур, при которых может находиться свариваемое изделие (ориентировочно от 180 до 400 К).

Следовало учитывать и ряд дополнительных неблагоприятных факторов, которые оказывают отрицательное воздействие на качество свариваемых соединений (крайне ограниченная подвижность оператора в открытом космосе, сложность фиксации и ориентации, наличие различного рода излучений и т. п.).

Приступая к выполнению поставленной задачи, прежде всего, предстояло из всего многообразия существующих способов сварки выбрать наиболее перспективные в отношении возможности их использования в столь необычных условиях. При этом руководствовались специфически сварочными критериями оценки (универсальность, технологичность, простота, возможность выполнения резки), а также критериями, принятыми для космического оборудования (высокая надежность, безопасность, малая энергоемкость, минимальные масса и объем и т. п. На первых этапах исследований были отобраны следующие способы сварки: электронно-лучевая, дуговая плавящимся электродом, плазменная, контактная, холодная и диффузионная.

Накопленный на Земле опыт позволил сделать вывод, что такие способы сварки, как диффузионная, холодная и контактная, не связанные с наличием газов в зоне сварки, с интенсивным нагревом и расплавлением большого объема металла, могут быть вполне работоспособными в условиях космического вакуума и невесомости. Поэтому использование их в космосе не потребует проведения каких-либо специальных исследований.

Однако область применения этих способов ограничена их малой универсальностью и необходимостью тщательной подготовки и подгонки свариваемых поверхностей. В то же время такие достаточно универсальные и эффективные способы сварки, как электронно-лучевая, плазменная и дуговая, отличаются относительно большим объемом расплавляемого металла и выделением в зоне сварки различных газов и паров, что делает их применение в космосе проблематичным. Поэтому перед использованием этих способов необходимо было провести тщательные исследования в условиях, имитирующих космические.

Впервые такие исследования были выполнены в 1965 г. на летающей лаборатории ТУ-104, позволяющей кратковременно (до 25—30 с) воспроизводить состояние невесомости. Для проведения исследований был создан комплекс оборудования А-1084, состоящий из ряда вакуумных камер, механических форвакуумных и сорбционно-геттерных высоковакуумных насосов, регистрирующих приборов (обычные и скоростные кинокамеры, осциллографы) и аппаратуры управления. Весь комплекс оборудования размещался в салоне летающей лаборатории (рис. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные статьи:

О компании Airbus. Каталог самолетов
Образование Airbus в форме консорциума в декабре 1970 г. стало первым шагом в направлении интеграции европейского гражданского авиастроения, который был предпринят для обеспечения продажи самолетов Airbus на мировом рынке. С того времени ...

Спектрометрическое сканирование атмосферы и поверхности Земли
ВВЕДЕНИЕ Материалы дистанционного зондирования (ДЗ) являются частью большой системы сбора, переработки, регистрации и использования данных. Правильно организованная система дистанционных исследований должна быть ориентирована на решение к ...

Меркурий - горячая планета
Меркурий — первая от Солнца, самая внутренняя и наименьшая планета Солнечной системы, обращающаяся вокруг Солнца за 88 дней. Видимая звёздная величина Меркурия колеблется от −2,0 до 5,5, его нелегко заметить по причине очень малень ...