Проектирование пневмогидросистемы первой ступени баллистической ракеты
Применение вытеснительной системы подачи топлива целесообразно при давлениях в КС не больше
. Газовытеснительные системы подачи топлива находят в основном применение в двигателях небольшой тяги, рассчитанных на малое время работы.
При насосной системе подачи топлива нет необходимости поддерживать в баках высокое давление. Небольшое давление воздушной подушки в баках (
) создаётся для обеспечения бескавитационной работы насосов. Насосная система подачи топлива значительно сложнее вытеснительной, но для двигателей средних и больших тяг она предпочтительнее, т. к. вес всей системы питания ЖРД, включая баки с топливом, будет меньше.
Системы питания ЖРД с насосной подачей топлива бывают:
1) с автономной (независимой) турбиной (схема “без дожигания”);
2) с предкамерной турбиной (схема “с дожиганием”).
Системы ЖРД с автономной турбиной применяются для маршевых двигателей средней тяги (максимальное значение давления в КС
). Следует учитывать то, что автономные турбины являются высокоперепадными (
) и малорасходными, а также то, что они снижают удельный импульс тяги двигателя на 2-6 % из-за выброса “мятого” газа за борт ракеты.
Системы ЖРД с предкамерной турбиной используются в двигателях большой тяги с высоким давлением в КС (
). Предкамерные турбины являются высокорасходными и низкоперепадными (
). Двигатели данной схемы более экономичны, так как в них исключаются потери удельного импульса тяги из-за расходования топлива на питание турбин. [1]
Так как интервал времени работы ДУ довольно значителен и двигатели имеют среднюю тягу, выбираем насосную систему подачи топлива без дожигания генераторного газа (см. рис.1).
Рис. 1. Схема питания ЖРД с автономной турбиной и газогенератором, работающим на основных компонентах топлива: 1 – камера сгорания; 2, 3 – отсечные клапаны; 4 – насос горючего; 5 – бак горючего; 6 – бак окислителя; 7 – насос окислителя; 8 – газогенератор;
9 – турбина; 10 – выхлопное сопло
Исходя из того, что один из компонентов топлива (кислород) является криогенным, турбину ТНА будем располагать консольно (см. рис.2). Центральное расположение турбины в данном случае нерационально, так как условия работы такого ТНА крайне сложны из-за высоких перепадов температуры в полостях ТНА.
Рис.2. Схема расположения турбины в ТНА: а – центральное расположение турбины;
б – консольное расположение турбины
2. Оценочный расчёт проектных параметров ЖРД
Данный расчёт выполняется согласно [2].
Исходные данные:
1) Тяга 1-й ступени
;
2) Количество двигателей ДУ
;
3) Тяга единичного двигателя
;
4) Топливо
керосин;
5) Давление в камере сгорания одиночного двигателя
;
6) Давление на срезе сопла
.
Интересные статьи:
Исследования Титана
История изучения Титана в докосмическую эру
терраформинг титан докосмический
Зонд «Кассине», запущенный Европейским Космическим Агентством к Сатурну, в настоящее время исследует крупнейший спутник планеты — Титан, передавая всё новые и ...
Астрофизика
Введение
Цель астрофизики – изучение физической природы и эволюции отдельных космических объектов, включая и всю Вселенную. Таким образом, астрофизика решает наиболее общие задачи астрономии в целом. За последние десятилетия она стала ве ...
Галилеевы спутники Юпитера
1. ИО
Ио
(греч. Ιώ) — спутник Юпитера, самый близкий к планете из четырёх галилеевых спутников. Отличается бурной вулканической активностью.
Вулканизм:
Ио обладает наибольшей вулканической активностью в Солнечной системе. Одн ...


