Метеорологические исследования

Страница 3

Метеорологические ракеты

МР-1

ИР-100

ММР-06

Стартовая масса, кг

915

480

135

Масса полезного груза, кг

72

50

12

Полная длина, мм

8400

8250

3220

Диаметр корпуса, мм

430

250

200

Расчетная высота полета, км

100

100

60

Вечером 17 сентября 2009г. с космодрома «Байконур» стартовала ракета-носитель «Союз-2». Запуск состоялся с третьей попытки - два дня старту мешала погод, т.к. в районе космодрома шли дожди. На орбиту «Союз-2» доставит аппарат «Метеор-М1» - первый за 10 лет российский метеорологический спутник!

История запусков отечественных метеорологических спутников началась чуть более полувека назад, когда на третьем советском ИСЗ, запущенном 15 мая 1958г., была установлена первая специальная научная аппаратура для исследования высоких слоев атмосферы Земли. Спутниковая аппаратура позволила, наряду с определением характеристик верхней атмосферы по торможению спутника и по диффузии паров натрия, осуществить непосредственное измерение давления и плотности на различных высотах.

25 июня 1966г. впервые был запущен метеорологический спутник («Космос-122»). Одной из задач спутника являлось испытание метеорологической аппаратуры, предназначенной для получения изображения облачности, снежного покрова и ледяных полей на освещенной и теневой сторонах Земли, а также для измерения потока уходящей радиации, отраженной и излученной системой Земля – атмосфера.

Отечественная метеорологическая система была создана в результате вывода на орбиту спутников «Космос-144» и «Космос-156». Эта система получила название «Метеор». Позже в состав этой системы вошли спутники серии «Космос-184», «Космос-206» и «Космос-226».

Основной задачей спутников серии «Метеор» являлось обеспечение оперативной метеорологической информацией службы погоды нашей страны. Первые девять спутников этой серии (за исключением спутника «Метеор-5») были запущены на орбиту со средней высотой около 630 км, а последующие – на орбиту со средней высотой около 900 км. Увеличение высоты полета спутника способствовало расширению полосы обзора для всех видов спутниковой аппаратуры.

На спутнике «Метеор-8» была испытана спектрометрическая аппаратура для определения вертикального профиля температуры в атмосфере. На «Метеоре-10» успешно проведено испытание телевизионной аппаратуры, работающей в режиме непосредственной передачи на упрощенные автономные пункты приема.

Последний советский "Метеор" перестал работать еще в 2004-м. И после многолетнего перерыва у нашей страны опять есть собственный разведчик погоды. Подробнее об этом - генеральный директор, генеральный конструктор НПП ВНИИЭМ Леонид Макриденко: "Каждая страна должна иметь свою гидрометеорологическую систему. Ее имеет Европа, ее имеет США, имеет Китай. К сожалению, в России были трудные времена, и наша гидрометеорологическая система была разрушена".

Метеорологи России не скрывают радости, ведь еще недавно спутниковую информацию о погоде получали с американских, японских и китайских метеорологических спутников. И это притом, что некогда мы были одной из самых авторитетных в области метеорологических исследований держав!

Запущенный новый "Метеор" новой России является всепогодным разведчиком, не имеющего аналогов в мире как в конструктивной, так и в аппаратной части. Он создан с учетом особенностей географических и климатических условий нашей страны, особенно, ее северных широт, включая Арктику по заказу Росгидромета в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы в НПО "Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики" совместно с заводом имени Иосифьяна.

"В нем приборы, в первую очередь, - те, которые раньше давали изображение, теперь будут давать глобальные измерения спектральных характеристик облачности, земной поверхности, морской поверхности, в различных областях спектра с хорошим разрешением", - поясняет главный конструктор космических аппаратов НПП ВНИИЭМ Юрий Трофимов. Иными словами, запущенный спутник предназначен для оперативного уточнения прогнозов погоды, контроля радиационной обстановки и озонового слоя, а также для мониторинга морской поверхности, включая ледовую обстановку, для обеспечения судоходства в полярных районах.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные статьи: