В помощь учителю астрономии

Страница 9

7. Полярная звезда отстоит от северного полюса мира на 49/46//. Чему равно ее склонение?

8. Можно ли видеть звезду Сириус (d = –16о39/) на метеорологических станциях, расположенных на о. Диксон (j = 73о30/) и в Верхоянске (j = 67о33/)? [На о. Диксон нет, в Верхоянске нет]

9. Звезда, описывающая над горизонтом дугу в 180о от восхода до захода, во время верхней кульминации отстоит от зенита на 60о. Под каким углом в данном месте небесный экватор наклонен к горизонту? [30о]

10. Выразить прямое восхождение звезды Альтаир в дуговых метрах.

11. Звезда отстоит от северного полюса мира на 20о. Всегда ли она находится над горизонтом Бреста (j = 52о06/)? [Всегда]

12. Найдите географическую широту места, в котором звезда в верхней кульминации проходит через зенит, а в нижней касается горизонта в точке севера. Каково склонение этой звезды? j = 45о; [d = 45о]

13. Азимут светила 45о, высота 45о. В какой стороне неба нужно искать это светило?

14. При определении географической широты места искомая величина была принята равной высоте Полярной звезды (89о10/14//), измеренной в момент нижней кульминации. Правильно ли такое определение? Если нет, то в чем ошибка? Какую поправку (по величине и знаку) нужно внести в результат измерения, чтобы получить правильное значение широты? [49о46/]

15. Какому условию должно удовлетворять склонение светила, чтобы это светило было незаходящим в пункте с широтой j; чтобы оно было не восходящим?

16. Прямое восхождение звезды Альдебаран (a–Тельца) равно 68о15/.Выразите его в единицах времени.

17. Восходит ли в Мурманске (j = 68о59/) звезда Фомальгаут (a–Золотой Рыбы), склонение которой равно –29о53/? [Не восходит]

18. Докажите по чертежу, по нижней кульминации звезды, что h = d – (90o – j).

Домашнее задание: § 3. к. в.

5. Измерение времени.

Определение географической долготы.

Узловые вопросы: 1) различия между понятиями звездного, солнечного, местного, поясного, сезонного и всемирного времени; 2) принципы определения времени по данным астрономических наблюдений; 3) астрономические способы определения географической долготы местности.

Ученики должны уметь: 1) решать задачи на расчет времени и дат летосчисления и перевод времени из одной системы счета в другую; 2) определять географические координаты места и времени наблюдения.

Вначале урока проводится самостоятельная работа 20 мин.

1. Используя подвижную карту, определите 2 – 3 созвездия видимые на широте 53о в Северном полушарии.

Участок неба

Вариант 1 15. 09. 21 ч

Вариант 2 25. 09. 23 ч

Северная часть

Б. Медведица, Возничий. Жираф

Б. Медведица, Гончие Псы

Южная часть

Козерог, Дельфин, Орел

Водолей, Пегас, Ю. Рыба

Западная часть

Волопас, С. Корона, Змея

Змееносец, Геркулес

Восточная часть

Овен, Рыбы

Телец, Возничий

Созвездие в зените

Лебедь

Ящерица

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Интересные статьи:

Гелиоцентрическая система мира. Небесные сферы в рукописи Коперника
Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным цен ...

Метеорные явления в земной атмосфере
Явление падения метеорных тел известно людям с незапамятных времён. Не имея возможности верно их описывать, люди приписывали этим явлениям мистические свойства. В старые времена падение метеора воспринималось как падение звезды. Считалось ...

Зарождение и развитие астрологии
Введение Зарождение астрологии относится к самому раннему периоду истории человечества. Уже в нижнем палеолите, судя по дошедшим до нас следам жизнедеятельности людей, начались наблюдения за небом, были выделены сезоны года. Имеются данны ...