Проектирование твердотопливного ракетного двигателя третьей ступени трехступенчатой баллистической ракеты
РДТТ зенитных ракет;
РДТТ антиракет.
3. РДТТ ракет, устанавливаемых на летательных аппаратах и предназначенных для поражения воздушных целей;
4. РДТТ ракет, устанавливаемых на летательных аппаратах и предназначенных для поражения целей, расположенных на поверхности земного шара или под водой;
5. РДТТ ракет, устанавливаемых на надводных кораблях и предназначенных для поражения подводных целей;
6. РДТТ, используемые в качестве стартовых ускорителей;
7. РДТТ, служащие для резкого увеличения скорости летательного аппарата на траектории или для проведения маневра;
8. индивидуальный РДТТ, служащий для передвижения или маневрирования человека над поверхностью земли или в условиях космоса;
9. РДТТ вспомогательного назначения:
пороховые аккумуляторы давления (ПАД);
бортовые источники питания (БИП);
рулевые двигатели;
РДТТ для ускорения разделения ступеней составных ракет;
тормозные РДТТ, обеспечивающие, в частности, мягкую посадку летательного аппарата;
корректирующие РДТТ, служащие для исправления скорости и направления полета космического корабля при отклонении от расчетной траектории;
РДТТ системы ориентации и стабилизации летательного аппарата;
10. РДТТ ракет, предназначенных для космических кораблей.
Кроме того, ракеты с РДТТ используются в народно- хозяйственных целях, например, для борьбы с градом, бурения скважин, зондирования высоких слоев атмосферы и.д.
1. Выбор основных параметров РДТТ
1.1 Выбор типа заряда
От организации массоприхода от поверхности заряда непосредственно зависят все основные характеристики РДТТ. При этом в процессе горения заряда детерминированное отклонение массоприходной функции с течением времени от заранее запланированного закона возможно лишь для узкого класса регулируемых по уровню тяги ДУ.
На практике к конструкции топливного заряда предъявляют следующую совокупность требований:
- Форма топливного заряда должна обеспечивать заданный закон массоприхода продуктов сгорания топлива (или заданный закон изменения тяги);
- Форма топливного заряда должна обеспечивать максимальное значение удельного импульса ДУ;
- Форма заряда должна обеспечивать заданное время работы ДУ;
- Конструкция заряда должна полностью или частично исключать непосредственное соприкосновение продуктов сгорания со стенками камеры;
- Форма топливного заряда должна способствовать увеличение коэффициента заполнения камеры топливом, не создавая при этом явлений неустойчивого горения, обеспечивая прочность заряда и минимум дегрессивно горящих остатков;
- Конструкция топливного заряда должна обеспечивать минимальное смещение центра масс двигателя по мере выгорания топлива;
- Конструкция заряда должна быть технологична.
По способу крепления заряды РДТТ разделяют на прочноскрепленные и вкладные.
Прочноскрепленные с корпусом РДТТ конструкции применяются в основном для получения зарядов, изготовленных из смесевых топлив. Форма заряда организуется в процессе заливки жидкой неполимеризованной смеси компонентов топлива во внутрикамерный объем. При таком способе изготовления заряда отсутствует зазор между внутренней стенкой корпуса двигателя и наружной поверхностью топливного заряда. Такая конструкция заряда не требует применения узлов крепления, а в случаях, когда до конца работы двигателя фронт пламени не достигнет наружного диаметра топливного заряда — и теплозащитных покрытий. Отсутствие этих узлов приводит к снижению величины коэффициентов массового совершенства α вплоть до 0,05 для лучших современных крупных РДТТ.
Двигатели с прочноскрепленным зарядом обладают следующими преимуществами:
- Более эффективно используется объем КС при заполнении топливом.
- Более простая технология изготовления
-Возможность применения более простого теплозащитного покрытия стенок КС, т к в процессе работы двигателя раскаленные газы не контактируют непосредственно со стенками КС.
- Возможность снизить толщину стенки КС, так как часть нагрузки воспринимается самим зарядом топлива.
Двигатели с вкладным зарядом обладают следующими недостатками:
- Наличие дополнительных устройств, фиксирующих заряд.
- Низкий коэффициент заполнения.
- Контакт горячих газов со стенками камеры сгорания.
К достоинствам двигателей с вкладным зарядом относятся:
- Возможность контроля заряда при хранении.
- Возможность замены заряда при повреждении.
Так как проектируемый двигатель является маршевым (имеет большие габариты), то целесообразно применять заряд прочноскрепленного типа, так как изготовление вложенного заряда большого диаметра технологически сложно.
Интересные статьи:
Система небесных координат
Системы небесных координатиспользуются в астрономии для описания положения светил на небе или точек на воображаемой небесной сфере. Небесные координаты вводятся на геометрически правильной поверхности небесной сферы координатной сеткой, п ...
Приборы и техника астрономических наблюдений
Астрономические приборы. История создания
Вся история астрономии связана с созданием все новых инструментов, позволяющих повысить точность наблюдений, возможность вести исследования небесных светил в диапазонах, недоступных невооруженном ...
Двойные звёзды
Двойные звезды
Двойные звезды — это две (иногда встречается три и более) звезды, обращающиеся вокруг общего центра тяжести (см. Рисунок). Существуют разные двойные звезды: бывают две похожие звезды в паре, а бывают разные (как правило, э ...